Болгарский режиссер Теодор Ушев, автор анимационного кино и номинант на «Оскар», получил специальную награду Московского международного кинофестиваля «Серебряный святой Георгий» за свой новый короткометражный фильм «Фи 1,618» — и отказался ее принять.
"...Человеческое бессмертие не создает произведение искусства. Не помогает человечеству. Если талантливые люди узнают, что время всего мира лежит перед ними, они не напишут ни одной строфы. Бессмертие идет на пользу только диктаторам, тиранам. Все диктатуры порождены горячим желанием одного закомплексованного человека написать свое имя большими буквами на вечном камне истории. Тираны видят историю только как вечный камень, на котором можно выдолбить свое имя. Только диктаторы хотят жить вечно. Бессмертие — путь к террору. А искусство — эфемерно. Если собрать все книги в одном месте, будьте уверены, что всегда найдется кто-то, кто захочет нажать красную кнопку и стереть все.
В фильме «Фи 1,618» множество отсылок к российской истории. И я признаю, что я абсолютный фанат русской культуры. Вообще, ваша культура была мощнейшим оружием России. Мы взахлеб читали вашу литературу, смотрели ваши волнующие фильмы. И вдруг все исчезло. Я должен это сказать, потому что мой фильм поднимает именно тему уничтожения культуры, искусства, любви, гуманизма. Уничтожения их тоталитаризмом, диктатурой.
Война уничтожает русскую культуру. Каждая ваша выпущенная ракета сжигает одну русскую книгу. Каждая ваша бомба взрывает по одному стихотворению, уничтожает по одному фильму. С каждым убитым невинным ребенком или женщиной вы убиваете по одному писателю, артисту, режиссеру. Война убивает ваше искусство! Зачем вам это? Ради куска земли, на котором после войны не взойдет ни один росток картошки? А если взойдет, то будет отравлен — мукой убитых людей. Не понимаю. Прошу вас, давайте что-то сделаем. Человек и любовь должны победить ненависть и смерть. Я верю, что не все потеряно. Спасите хотя бы одно стихотворение! Хотя бы вот это стихотворение Анны Ахматовой: «Так будет! Не надо нам земли чужой, Свою мы создаем — И одарил ее водой Могучий водоем…» Знаете, как оно заканчивается? «В тени гоня овец, Уже не ведают, о чем Печально пел отец… Но что в моей стране труда Теперь произошло, То лучезарным навсегда В историю вошло».
В любых других обстоятельствах я был бы счастлив принять эту статуэтку — она символизирует победу добра над злом. Святой Георгий, отрезающий голову Змею, который убивает детей. Но сегодня, здесь, в этой стране, в прекрасной Москве, добро и зло поменялись местами. Вам говорят, что змей — добрый. Чтобы вы отправляли ваших детей на убой.
Я не могу принять эту награду в городе, откуда отдаются приказы убивать детей, женщин и стариков. Ваших, моих братьев.
Мы пишем одними и теми же буквами. И вместо того чтобы этими буквами писать такие слова, как «любовь», «радость», «счастье», здесь ими пишут команды бомбить людей, которые просто хотят быть свободными.
Поэтому, с большим сожалением я должен отказаться от этой статуэтки. Я хочу ее оставить вам здесь, в Москве. Пусть господин Михалков ее поставит в своем кабинете рядом с иконой Святого Георгия — тем самым я хочу напомнить вам, что именно символизирует Святой Георгий. Я верю, что мир наступит, что добро победит в войне над злом. Каждый должен выбрать, на чьей он стороне — добра или зла. На стороне Кощея небессмертного или Иванушки.
И хочу закончить по-болгарски: делайте кино, а не войну!"